15 октября 2024

Выход на рынки Центральной Азии. Потенциал для развития бизнеса

Мария Дудина
Независимое исследовательское агентство JustForBusy не только реализует успешно проекты b2c и b2b сегмента, услугу «тайный покупатель» на территории стран СНГ, но и выступает партнером конференций, например из последнего – это RESEARCH MEETUP in Uzbekistan. Если и вы задумываетесь о выходе на рынки стран Центральной Азии – делимся нашими наблюдениями, на что нужно обратить особое внимание при принятии решения.

Кроме очевидных целей выхода на зарубежные рынки – увеличения прибыли и масштабирования бизнеса и бренда, развитие на рынках Центральной Азии – это диверсификация рисков и возможность для инвестиций. Многие предприниматели принимают решение развиваться в данном направлении, но не всегда это получается успешно.

В первую очередь, если вы выходите на рынок Центральной Азии – нужно не только адаптировать продукт под особенности спроса, но и изучить макроэкономические показатели.

Начните с данных по средней заработной плате.
Сравните структуры ВВП – это прекрасная основа для прогноза конъюнктуры национальных рынков.
Обратите внимание на отличия в выборе каналов коммуникации, популярных в странах Центральной Азии:

Так, WhatsApp, как основной мессенджер, популярен в 3 странах – Казахстане (выбор 87% респондентов), Кыргызстане (выбор 91% респондентов) и Таджикистане (выбор 74% респондентов). При этом в Узбекистане 74% используют Telegram, тогда как в Туркмении 64% выбирают IMO.

Выбор страны Центральной Азии для продвижения, несомненно, должен базироваться на связке отрасль-макроэкономические показатели-кадровый потенциал. К примеру, решение об открытии логистического центра может быть обусловлено данными по развитости экспорта в стране. В Узбекистане экспорт составляет 28 млрд долларов и неуклонно растет. Связано это с реализацией государственной стратегии диверсификации, включающей установление торговых и инвестиционных связей с различными странами, включая Россию. При этом важно оценить емкость кадрового рынка при принятии решения масштабировать Ваш бизнес.

Понять, найдете ли вы необходимое число специалистов и по какой стоимости поможет наш партнер - Staff UP Consulting Group.

А если вы рассматриваете рынок Центральной Азии для привлечения трудоспособного населения в РФ, обязательно обратите внимание на статистику привлекательности стран для миграции.

Жители Казахстана предпочтут переехать и принять предложение о работе в Южной Корее охотнее, чем в России (18% респондентов против 9%). В то время, как граждане Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана (47-54% респондентов) считают Россию привлекательной страной для жизни и работы. При этом, если смотреть на данные по использованию языков общения (в домашней среде), жители Казахстана (37%) охотнее говорят на русском, а самые ортодоксальные в плане использования родной речи – жители Таджикистана и Узбекистана (русский используют только 2% опрошенных).

Кроме анализа рынка труда, Вам понадобится маркетинговый анализ конкурентной среды, включающий изучение основных игроков рынка, их продуктов/услуг, ценовой политики, маркетинговых стратегий. С этим запросом вы можете обратиться к нам.

Центральная Азия имеет высокий потенциал для развития бизнеса, но также имеет свои особенности структуры рынка, поведения потребителя, кадровые нюансы. Чтобы не тратить свое время и инвестиции на эксперименты, важно сформировать крепкую и опытную партнерскую команду, и тогда вы сможете выйти на новые рынки и закрепиться там, обучившись на ошибках других, а не на собственных.
Данные статистики основаны на исследованиях международной исследовательской и консалтинговой компании M-Vector.
Была ли статья вам полезна?
Поделиться