Оптово-розничные торговые сети ведут непрерывную борьбу за клиентов, стремясь сделать цены на товары максимально привлекательными для потребителей. Предприниматели регулярно засылают в конкурирующие магазины
таинственных покупателей, которые изучают ассортимент точек продаж под видом обычных посетителей. Нанятые специалисты фиксируют стоимость товаров на полках при помощи скрытых под одеждой диктофонов, фотоаппаратов и видеокамер, предоставляя заказчику точную информацию о ценовой политике конкурентов.
Иногда предприниматели сталкиваются появлением в розничных точках большого количества залежалых товаров. За тем, чтобы продукция не задерживалась на полках, должны следить мерчендайзеры, выдвигающие торговые единицы с подходящим к концу сроком годности на первые ряды стеллажей. Тайный покупатель часто привлекается с целью проконтролировать работу товароведа. Нанятый специалист проверяет правильность выкладки продукции на полках и оценивает торговые площади на наличие пустующих мест на стеллажах.
Довольно часто услугами тайного покупателя пользуются предприниматели, желающие изучить качество работы персонала. Нанятый специалист под видом обычного покупателя вступает в контакт с консультантами магазинов, проверяя их коммуникативные навыки. Он оценивает внешний вид торгового персонала и употребление сотрудниками утвержденных руководством продающих фраз. Полученные данные используются заказчиком для повышения стандартов качества обслуживания клиентов. Иногда тайных покупателей нанимают для совершения контрольных телефонных звонков и обращений по электронной почте с целью оценки работы службы поддержки потребителей.