Сегодня поговорим от таком интересном понятии, как альтернативные издержки. Многие наверняка, слышали что-то про это, но далеко не все хорошо представляют как они влияют на эффективность бизнеса. Что же такое, «альтернативные издержки?» и как их считать? Рассмотрим типичную ситуацию в кризис. Продажи падают, прибыль тоже не радует. Первое, что приходит в голову руководителям – это сокращение затрат. Идея разумная, но к сожалению не всегда делается так как нужно.
Одна из «гениальных» мыслей, как сократить расходы в кризис – это сокращение всего «офисного планктона» - всевозможных помощников, секретарей, маркетологов и прочих бесполезных клерков.
Сброс балласта из кажущихся дармоедов позволит «существенно» сэкономить фонд оплаты труда. Но какой ценой? И кто ж теперь должен будет выполнять все дела «небарские»? Ведь как бы этого ни хотелось, документы «по щучьему велению» копироваться, печататься и развозиться сами не будут. Теперь все это ляжет на плечи лицам более важным, и, конечно же, не без ущерба их прямым обязанностям. Мелкие делишки отнимают время, а время стоит денег. И немалых денег. Особенно время «крутых» специалистов, которым платят высокие зарплаты явно не за распечатку текстов на принтере. Нетрудно представить, сколько полезной работы успел бы сделать, к примеру, руководитель проекта, если б не отвлекался на роль секретаря. И какую прибыль фирме могла бы принести выполненная им работа. Получается, что труд такого «клерка», в качестве которого порой выступает и сам генеральный директор, обходится слишком уж слишком дорого. Вот тут то и самое время вспомнить по понятие альтернативных издержек. Чтобы бы смог сделать высококвалифицированный специалист за то время, пока он распечатывает документы, ходит на почту, чтобы отправить акты вместо курьера?
Но то же делать? Вопрос, как «затянуть пояса», не «затянув» при этом эффективность работы компании, в кризис актуален, как никогда.
Есть несколько простых правил.
- Стоит вспомнить про такую вещь, как аутсорсинг. Как говориться, «не стоит ради одной сардельки держать целую свинью». И правда, зачем, к примеру, ради отправки всего одного письма в день держать в штате «целого» курьера, платить ему зарплату, социальные отчисления, да еще и предоставлять рабочее место? Не дешевле ли по мере надобности обращаться в курьерскую службу? Или «целого» кадровика, если в конторе нет постоянной «движухи» персонала, нет необходимости каждый день принимать на работу или увольнять даже по одному сотруднику. Когда же возникнет необходимость в новых кадрах - к вашим услугам кадровые агентства! Никто не отменял и сотрудничества с фрилансерами - внештатными журналистами, фотографами, программистами, дизайнерами и прочими «вольными художниками». Многие возразят: «Они все дебилы и не хотят работать». Вы просто не умеете их готовить. Научитесь правильно управлять аутсорсинговым персоналом и будет вам счастье.
- Сокращайте персонал по горизонтали. Не надо без особой необходимости совмещать должности секретаря и руководителя. Вы просто получите высокооплачиваемого секретаря, или руководителя погрязшего в бумагах. Если уж совсем прижало, то сделайте из 3-х руководителей 2-х, а из водителя и курьера одного курьера-водителя.
Выполняя два этих простых правила, вы и затраты уменьшите и эффективность работы сможете сохранить, что очень важно особенно в кризис, т.к. выживают всегда сильнейшие. Желаю всем удачи, разума и всегда помнить про альтернативные издержки.
Лисин Олег,
руководитель консалтинговой компании JUST4BUSY.
Мы знаем, как увеличить продажи!